Не входило в мои планы ремонтировать мотор в этом сезоне; думал доездить до зимы и уж тогда заняться этим более детально, но не тут-то было!
Первые «звоночки» начались еще прошлой осенью: при 7 тыс. оборотов появлялась неприятная вибрация, которая передавалась на подножки и руль, а при 8 тыс. оборотов пропадала. Езжу на этих оборотах крайне редко, поэтому решил, что легко докатаю так этот сезон. Но крайняя поездка по области на 200 км поставила точку: от вибрации начали неметь пальцы на руках и при более низких оборотах, чего раньше не наблюдалось. К тому же через 2 месяца предстояла поездка на 10+ тыс км, поэтому мотор надо было ремонтировать однозначно. Наиболее вероятная причина появления вибрации на этом дрыгателе — изношенный левый коренной подшипник коленвала. Открыл я лючок в левой крышке мотора и попытался покачать левую цапфу за болт крепления ротора — люфта нет. Тогда снял эту крышку и покачал за ротор генератора: в подшипнике был ощутимый люфт. Отмыл мотор, насколько это было возможно, и снял его с рамы. Двигатели мотоциклов не ремонтировал уже лет 17-18, а 4-тактные — так вообще никогда. Но все оказалось довольно просто и логично, тем более, что информации по ремонту довольно много. Хотя определенная доля неуверенности в своих силах имела место быть. Пробег мотора к моменту ремонта составил 46 т.км.
ЦПГ.
Цилиндр визуально в отличном состоянии со следами хона и без задиров. Присутствует еле заметная продольная риска, но ногтем не ощущается. Нутромер показал износ в 2 сотки в верхней, 3 в средней и 5 в нижней части цилиндра, эллипс 2 сотки. По мануалу предельный износ 54,156 мм, значит еще походит. Поршень без потертостей и нагара, только немного на днище, диаметром 54 мм; опускается в цилиндр плавно под собственным весом. Поршневой палец в хорошем состоянии, тактильно ощущается небольшая выработка, но не люфтит в верхней головке шатуна. Поршневые кольца не закоксованы, подвижны. Зазоры в замках колец: верхнего 0,25 мм, нижнего 0,55 мм. По мануалу предельный зазор составляет 0,55 и 0,8 мм соответственно. По мануалу с переводом на русский — 0,4 и 0,55 мм. Так какому из них верить? Я весь в сомнениях и решаю поменять и кольца.
Головка цилиндра.
В отличном состоянии, нагара в камере сгорания нет. Проверил плотность прилегания клапанов к седлам керосином: без нареканий.
КШМ.
Левый коренной подшипник коленвала сильно люфтит и провернулся на цапфе, правый — в отличном состоянии. Левая цапфа немного задрана, но новый подшипник садится на нее плотно. Подшипник нижней головки шатуна в норме, никаких чрезмерных люфтов не имеет. Проверил биение цапф в центрах круглошлифовального станка: у правой биения нет совсем, а у левой 2 сотки (по мануалу допустимо 3 сотки).
КПП.
В идеальном состоянии, придраться не к чему: все подшипники, валы, шестерни, вилки и оси вилок без следов износа. Но при движении по трассе на пятой передаче иногда присутствует небольшой вой, который меня не напрягает. Можно попробовать залить масло в мотор погуще, сейчас лью ZIC 10W40 п/с.
Сцепление.
Ведомые диски толщиной 3,2 мм. Нажимные пружины у меня просевшие, и под них подложены по 2 шайбы, так сцепление работает идеально, особенно при больших нагрузках. Менять их не буду пока, меня все устраивает.
Итого под замену: левый коренной подшипник коленвала, поршневые кольца и сальник правой крышки картера (был немного надорван).
Прокладки все целые, менять их не буду. Подшипник и сальник купил без проблем в магазине, а вот оригинальные кольца только под заказ. В «Ямахе» ждать месяц, цена 3 т.р. за комплект; в Экзисте 2,5 недели и цена 2650 р. Выбираю второй вариант и начинаю потихоньку собирать мотор. Вроде бы ничего сложного, но при первой сборке умудрился забыть поставить шарик выжима сцепления и шайбу на вторичный вал. При последующей сборке «лишних» деталей не осталось.)
В процессе разборки и сборки двигателя изготавливаю инструменты и приспособления для удобства работы:
для снятия ротора генератора
для снятия ведущей звездочки ГРМ
для откручивания гайки корзины сцепления
для запрессовывания коленвала в левую половину картера
для рассухаривания клапана
По истечении 2,5 недель ожидания звонят из магазина и просят подождать еще пару недель, неохотно соглашаюсь, но делать нечего. Сезон в самом разгаре, и кататься очень хочется, поэтому принимаю решение собрать мотор на старых кольцах и поездить пока так. Ставлю кольца, накидываю цилиндр, головку, выставляю все по меткам, проверяю зазоры в клапанах. Проворачиваю несколько раз коленвал за болт крепления ротора генератора против часовой стрелки, раза 3-4 проверяю совпадение всех меток. Пытаюсь запустить мотор киком — не чувствую сопротивления, как будто пропала компрессия. Снова проверяю зазоры в клапанах: во впускном норма (0,08 мм), а в выпускном огромный (0,5 мм). Неужели погнул выпускной клапан? Скидываю головку и вижу, что выпускной клапан действительно погнут и не прилегает плотно к седлу. Да как так-то? Я уже и заявление на отпуск написал на работе, и на Алтай ехать настроился, а тут такое! Заказывать оригинальный клапан — еще месяц ожидания, и принимаю решение попытаться отрихтовать старый.
В патрон токарного станка зажать клапан не получается, слишком мал диаметр оси. Пришлось точить оправку, в которую клапан вставляется достаточно плотно. Рихтую клапан несильными ударами медного молотка, чтобы не замять его, по индикатору; удается добиться минимального биения тарелки 0,1 мм, точнее не получается. Вставляю клапан во втулку головки цилиндра, виден небольшой просвет между тарелкой клапана и седлом. Беру притирочную пасту, надеваю на ось клапана кусок подходящего шланга, и в 4-5 приемов удается добиться плотного прилегания. Проверка керосином на герметичность показала отличный результат!
Снова все собираю, несколько раз себя перепроверяю и завожу мот. Ожил мотор практически сразу, только вот дымить начал, как 40-летний двухтактник.) Я думаю, что старые кольца приработались в цилиндре в определенном положении, которое я нарушил, поэтому такой эффект. А может сгорало «лишнее» масло, которым я обильно смазывал детали мотора изнутри в процессе сборки. Покатался я немного по гаражам, мот стал дымить поменьше, а через день так и вообще перестал!
Тут мне снова звонят из магазина и просят подождать еще каких-то 3 (три!) недели. Терпение мое заканчивается, забираю уплоченные деньги и, покатавшись еще несколько дней и чутко прислушиваясь к мотору и своему внутреннему голосу, принимаю решение ехать на Алтай на старых кольцах. В одночасье они вряд ли закончатся, изнашиваются достаточно медленно, немного упала мощность (хотя мне хватает), масло кушает только на высоких оборотах (на которых я практически не езжу) — так я себя успокаивал и уговаривал поехать несмотря ни на что. И не пожалел о содеянном ничуть!
Забегая вперед скажу, что поршневые кольца я купил в той поездке в Пензе (были в наличии), но до сих пор их не поменял. Накатал с тех пор еще 12,5 тыс.км, и мот показал себя молодцом, хотя в некоторых моментах мне не хватало его мощности, но главное, что добрался до дома своим ходом, масло практически не расходовал и радовал расходом топлива. Масло за поездку менял 2 раза. Об этом путешествии скоро будет отдельный рассказ.
Источник: BikePost.ru